О шансе на переэкзаменовку



Братание русских и немцев. Рисунок времен Первой мировой войны
В контексте последних волнений с участием военных, будущее страны не может не тревожить. С учетом того, что вопреки Минским договоренностям на юго-востоке не прекращаются боевые действия, а опасность очередного вооруженного вторжения со стороны России сохраняется, любые выступления силовиков следует рассматривать минимум как дестабилизацию ситуации, максимум – как попытку государственного переворота.

Сложно представить, что в любом другом государстве, где идет война, где гибнут люди, где твою родину пытаются разорвать на куски, на улицы и площади городов с протестами выходят военные, требующие немедленной демобилизации. Представить тяжело, но можно. Тем более что такое в нашей истории однажды уже случалось.

После февральской революции 1917 года ситуация в Российской империи очень напоминала ту, которую мы сегодня наблюдаем в Украине. Вождь большевиков Владимир Ленин в то время написал: «Нет в мире страны, где бы сейчас была такая свобода, как в России. Воспользуемся этой свободой... для основания Третьего Интернационала».

Большевики не упустили шанс и сделали все возможное, чтобы в полной мере насладиться всеми прелестями свободы, завоевать власть и установить диктатуру своей партии. Одними из первых шагов на этом пути стали их целенаправленные действия по развалу армии, увязшей на фронтах Первой мировой войны. По иронии судьбы, но революционерам-ленинцам на этом поприще помогло демократическое Временное Правительство во главе с социалистом Керенским. В войсках прокатилась так называемая «демократизация». Решением Временного правительства в армии вводились выборные солдатские комитеты, чьи приказы зачастую имели приоритет над приказами офицеров. Из вооруженных сил было уволено немало опытных военачальников, отказывавшихся подчиняться приказам солдатских и матросских комитетов, которые, в большинстве случаев, были заполитизированными и ничего общего с военной наукой не имели.

В регулярных войсках также была развернута масштабная агитационная кампания большевиков за скорейшее прекращение войны и демобилизацию. Агитаторы призывали к братанию с противником и даже к открытому дезертирству. Мол, пока вы тут все воюете, там в тылу скоро землю начнут бесплатно раздавать. Кто не успеет получить свое, тот, разумеется, опоздает.

Свой гвоздь в гроб армии заколотили и призывы к созданию в войсках партийных ячеек. После этого о боевой готовности в армии и дисциплине можно было уже и не вспоминать. Военнослужащие перестали воевать. Подстрекаемые агитаторами, они бастовали, митинговали или же просто саботировали приказы командиров иной политической ориентации. Как бесславный итог таких преступных действий по отношению к вооруженным силам - через несколько месяцев одна из сильнейших армий Европы практически перестала существовать, превратившись в свору мародеров и террористов. Страну наводнили сотни тысяч людей с оружием, для которых лозунг большевиков «Грабь награбленное!» в скорости превратился в непосредственное руководство к действию. Просторами империи множились межнациональная и классовая неприязнь, погромы и грабежи. Одним словом, как и мечтал Ленин, война империалистическая постепенно превращалась в гражданскую…

Любые аналогии в истории полезны лишь тогда, когда они чему-либо учат. Если же история ничему научить не может, то она начинает наказывать своих нерадивых учеников тем, что заставляет все переживать заново. До недавнего мы, украинцы, были плохими учениками. Поэтому и делали немало судьбоносных ошибок. Сейчас же у нас вновь появился шанс на переэкзаменовку. Так неужели мы позволим врагам отобрать его у нас?

Коментарі