Когда же наступит мир?

Как и ожидалось, празднование 65-й годовщины победы антигитлеровской коалиции над фашизмом проходило в нашей стране с невероятной помпезностью. И это понятно, ведь отмечался День Победы над Германией, принесшей для нашей Отчизны за всю ее историю наибольшие потери и разрушения. Но я хотел бы обратить внимание на совершенно иные аспекты этого события.

8 мая 1945 года – подписанием германской стороной Акта о капитуляции – война для Украины, как составной в то время части СССР, не закончилась. Ровно спустя три месяца Советский Союз, присоединившись к Потсдамской декларации, выдвигавшей к Японии военно-политические требования, объявляет ей войну. Как известно со школьных учебников, менее чем через месяц – 2 сентября 1945 – Япония капитулировала. Именно эту дату и принято считать официальным окончанием Второй мировой войны. Но как в бытность СССР, так и в период уже своей независимости, в Украине эта дата всегда оставалась незамеченной. Не отмечают ее и в современной России.


Принято сегодня продолжать умалчивать и о других победах, хотя и не всегда славных по своей сути. 13 марта этого года почти никто не вспоминал 70-ю годовщину победы Красной Армии над белофиннами. Многими советскими историками эта война, почему-то, не рассматривается в контексте Второй мировой, а тем более – Великой Отечественной войны. А ведь с Финляндией СССР начал войну 30 ноября 1939 года. В то время уже три месяца как в Европе бушевала война.

Не стану сегодня поднимать дискуссию по поводу предпосылок и причин, развязавших 1 сентября 1939 года Вторую мировую войну, но отмечу лишь что роль в этом деле руководства Советского Союза была не последней. Ведь, фактически, за неделю до вторжения гитлеровских войск в Польшу в Москве между СССР и Германией был подписан так называемый Договор о ненападении («пакт Молотова-Риббентропа»). В секретном протоколе, к которому предусматривался раздел сфер интересов в Восточной Европе. Германия признавала возможность включения Латвии, Эстонии, Восточной Польши (территории западной Украины и западной Беларуси), Финляндии и Бессарабии в сферу влияния СССР. Стало быть, советско-финская война была не локальной, не имеющей никакого отношения ко Второй мировой войне, а самой что ни есть настоящей ее составляющей.

17 сентября 1939 года нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов через посла Германии в СССР Шуленбурга поздравил Гитлера по поводу «блестящего успеха германского вермахта». С какими такими успехами руководителю внешнеполитического ведомства страны, «заслонившей» впоследствии Европу от коричневой чумы, стоило поздравлять бесноватого? Ответ известен. Советское руководство радовалось успехами фашистов в деле уничтожения братьев-славян – Польского государства. И радовалось не только словами, но и конкретным делом. В тот же день Красная Армия пересекла государственную границу с Польшей… Этот «великий» поход впоследствии назвали освобождением западных территорий Украины и Беларуси.

О чем это я? Ведь ни каким там сговорам, или дружбам советского государства с фашистами, в любом случаи, не загадить историю подвига наших дедов и отцов. И это правда. Вот только одно «но», уж больно одно «но» никак не позволяет мне относится к той далекой войне, как просто к одной из страниц учебника по истории. Ведь история в нашей стране всегда была и остается быть больше чем просто наука. Ею спекулируют политиканы, об нее вытирают ноги «иваны, родства непомнящие», ею, наконец, понукают, пытаясь жить с «чистого листа». А все потому, что нас многие десятилетия приучали к однозначным ответам на вопросы, которые продолжает ставить нам история. А ведь так никогда не бывает. Историю нельзя раскрашивать лишь в белые или черные тона. И уж тем более 65 лет спустя событий, изменивших весь ход развития послевоенного мироустройства.

Кажущиеся непреодолимые, на данном этапе, противоречия во взглядах на Вторую мировую войну это не столько противоречия между историками, это опасная червоточина, продолжающая через годы стравливать одних украинцев с другими.

Накануне Дня Победы Центр Разумкова обнародовал результаты интереснейшего на мой взгляд соцопроса. Среди прочего, особый интерес вызывают сравнительные цифры отношения наших граждан к идее примерения ветеранов ОУН-УПА и Советской армии, а также к идее примирения советских ветеранов и ветеранов вермахта. Оказывается идея примирения ветеранов ОУН-УПА и Советской армии имеет в Украине равное количество сторонников (32,9%) и противников (33,2%). Социологи отмечают, что несколько больше сторонников (35%) и меньше противников (28,4%) имеет идея примирения ветеранов советской и немецкой армий. Иными словами, украинцы больше склонны сегодня к примирению ветеранов советской и немецкой армий, то бишь, – «наших» и бывших фашистов, нежели к миру между самими украинцами – ветеранами Красной армии и ветеранами УПА.

Результаты опроса любого здравомыслящего человека не могут не настораживать. Ведь давно уже нашли гражданское согласие те же испанцы, воевавшие, как на стороне диктатора Франко, так и в рядах прокоммунистических республиканцев. Примирились польские ветераны, воевавшие против фашистов и в рядах Армии людовой и в рядах Армии крайовой. Примирилась, наконец, те же немцы, несущие за развязывание Второй мировой войны непосредственную ответственность. Только наши ветераны по-прежнему не хотят складывать свое оружие. А может им просто в этом деле мешают? Та же власть, не желающая сегодня сделать ничего, чтобы война в умах ее граждан наконец закончилась.

На фото
Ирины Пакош, "Високий замок", бывший партизан Советской армии Владимир Плотницкий и председатель Братства ветеранов ОУН-УПА Волынского края имени полковника Клима Савура Василий Кушнир.

Коментарі