Как повлияют законодательные новшества на ход будущих парламентских выборов

Пожалуй, никого не удивляет, что парламентская избирательная кампания в Украине уже началась. И это видно не только лишь по внешним ее проявлениям – массовым митингам, резонансным заявлениям известных политиков, или же по участившихся в последнее время вояжах депутатов по городам и весям. В стране в полном разгаре обсуждение новых правил будущих парламентских выборов.

Новое – это хорошо забытое старое

Судя по представленному Рабочей группой во главе c министром юстиции Александром Лавриновичем законопроекту, избирательная система в общих чертах будет напоминать систему образца 1997 года. Вероятность того, что мы вновь вернемся к смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системе, при которой одна половина парламента избиралась бы в одномандатных округах, а другая по партийным спискам, очень высока. Однако не следует искать причину полного отказа от чисто пропорциональной системы выборов только в том, что привязка конкретного депутата к конкретному избирательному округу позволяет обеспечивать большую взаимосвязь и подотчетность народного избранника перед своими избирателями. Причина здесь далеко не в альтруистических настроениях депутатов быть, так сказать, поближе к народу. Никто не запрещает им любить своих избирателей и при действующей пропорциональной системе выборов. Секрет планируемых изменений в законе прост. За счет депутатов-мажоритарщиков на будущих выборах у Верховную Раду партия власти будет пытаться компенсировать недобор лояльных к ней народных избранников для последующего создания парламентского большинства. Кто помнит, именно за счет депутатов, избранных в мажоритарных округах в 2002 году, проигравший на выборах блок «За единую Украину» смог образовать свое парламентское большинство.

ПР хочет перестраховаться

Перестраховка, а именно ее многие аналитики склонны усматривать в инициативе Партия регионов ввести новую-старую формулу избирательной системы, позволяет учитывать тот факт, что за последние месяцы рейтинг у партии начал неуклонно скатываться. Проводимые правительством реформы объективно не могли не повлиять на снижение популярности правящей партии, за которую еще совсем недавно готово было проголосовать подавляющее большинство украинцев. Поэтому возврат к смешанной избирательной системе, как уже было сказано, является для регионалов отличной возможностью поправить свои пошатнувшиеся дела. Во-первых, эта система позволяет сместить внимание избирателей с партийно-идеологической, на личностно-харизматическую их составляющую. Во-вторых (и что здесь греха таить), административный ресурс превращается в главное подспорье кандидату от правящей партии в его борьбе за место на Грушевского, 5. Какая бы политическая сила не находилась у власти, у нее всегда остается огромный соблазн воспользоваться служебным положение в интересах своего партийного побратима. И лишь огромные финансовые вливания в избирательный округ могут «перебить» админресурс, каким бы он сильным не был. Последнее достаточно уравнивает шансы на победу для оппозиции, среди которой также немало состоятельных политиков.

Новая система – шанс для олигархов

Старая-новая избирательная система позволит реанимировать тех некогда известных политиков, чьи имена за последние годы мы уже успели изрядно подзабыть. Им не нашлось места под солнцем в рядах нынешнего политического истэблишмента, поэтому упустить шанс вновь попытать удачу в мажоритарных округах для этих джентльменов будет тоже весьма соблазнительно. 


Возврат к мажоритарно-пропорциональной избирательной системе отличный шанс доказать свою жизнеспособность для тех народных избранников, кто уже устал опровергать слухи о своем якобы «случайном» появлении в избирательных списках той или иной политической силы. Им не придется ломать голову над поиском «проходного» места в списке избранных любой из рейтинговых политических партий. Они смело могут рассчитывать на мажоритарный округ и побеждать своих оппонентов там. 

С точки зрения рационального вложения капитала в политику мажоритарная избирательная система также более интересна для олигархов, чье спонсорство на выборах, как известно, небескорыстно. Одно дело вливать свои деньги в партию и в случае ее победы на выборах продвигать свои бизнесинтересы через терны так называемого коллективного (то есть неперсонифицируемого) разума. И совсем иное в случае победы на выборах мажоритарного кандидата иметь в его лице конкретного гарантированного лоббиста, чья ответственность за принятые решения не будет растворяться в тени ответственности всей парламентской фракции. Разницу чувствуете?

Как бы там ни было, но уже очень скоро мы узнаем о новых правилах избирательной кампании. И, стало быть, узнаем о других законодательных сюрпризах, способных значительно повлиять, как на ход будущих выборов, так и на их результаты.

Коментарі