2015-02-05

О фильме «Левиафан»

Смотреть российские фильмы по понятным для большинства украинцев причинам сегодня непросто. Ведь даже в хорошем кино среди снимавшихся в ленте, до недавнего времени любимых и чтимых актеров, велика вероятность увидеть тех, кто в реальной жизни не без удовольствия позирует перед телекамерой с оружием в руках, направленном против защитников твоего Отечества. Заставить же себя просмотреть новую картину российского кинорежиссера Андрея Звягинцева «Левиафан» я смог лишь после многочисленных положительных отзывов моих друзей, к мнению которых я привык прислушиваться. Что ж, позволю и себе поделиться некоторыми впечатлениями от увиденного.

Безусловно, «Левиафан» - фильм о России и для россиян. Не для украинцев, немцев, французов или американцев... Фильм именно о россиянах, российских реалиях и для россиян. Главный герой картины автослесарь Николай - это обобщенная Россия. Безысходная, запуганная, беспросветно пьющая и, в конце концов, смирившаяся с горькой действительностью – это путинская Россия. Неспроста в конце фильма Николай получает тюремный срок 15 лет. Символика этой цифры состоит в том, что именно столько лет в России безраздельно, разделяя и властвуя, правит (именно правит!) президент Владимир Путин. Как и у одного из главных персонажей фильма, мэра Шелевята, у которого в руках сконцентрирована мощь всей местной милиции, прокуратуры, суда и даже церкви, у Путина мы тоже наблюдаем подчинение единоличному его началу всей государственной и духовной власти. Шелевят приговорил на 15 лет Николая, Путин – всю Россию.


Единоличная власть в фильме, как и в России, всесильна, порочна, цинична и беспощадна. Она подавляет в человеке личность, способную не только рационально мыслить, но и, что главное, действовать! Единственное свободное пространство, где персонажи Звягинцева могут чувствовать себя еще свободными, – это кухня. Но и там свободу почти не разглядеть. Она утопает где-то на дне граненного стакана с водкой.

Кажется, что новый фильм «Левиафан» может еще в зародыше убить у зрителя любую надежду. Но это далеко не так. После просмотра кино у тебя появляется чувство невыносимой злости и стыда. И ты мучаешься вопросом: неужели выхода нет и борьба невозможна? Звягинцев беспощадно макает россиян лицом в грязь, он пытается разозлить, заставить российского медведя перестать плясать под вечно хмельные и сплошь фальшивые ноты балалаечника и, наконец, разнести в щепки осточертевший и ненавистный ему теремок лжи и предательства. Как раз появляющиеся у зрителя злость и стыд от увиденного и вселяют надежду!

В фильме, по сути, нет положительных героев. Разве что дерзкий раздолбай-подросток Ромка - сын Николая. В финале ленты мальчуган сидит на валуне перед огромным скелетом морского чудовища. Он не отворачивается от зверя, он смотрит на него. Как и всем сегодняшним россиянам, ему предстоит дать ответы на излюбленные и вместе с тем древнейшие вопросы российского общества: кто виноват и что делать? От того, сможет ли он найти ответы на них в ближайшее время, и зависит судьба его самого и всей России.

Немає коментарів:

Follow by Email

Чернігів стародавній Веб-камери. Чернігів