Про журналистику с душком


Хотим ли мы этого, или нет, но средства массовой информации в нашей жизни занимают не последнее место. Они формируют вкусы, навязывают нам свои ценности, они, в конце концов, постепенно подменяют саму жизнь, превращая ее в зеркальное отражения увиденного нами по «ящику». И вот уже неожиданно для самих себя мы начинаем мыслить и поступать так же, как персонажи криминальных сводок или полюбившиеся «герои» нескончаемых сериалов о братве…

Около семнадцати лет назад легендарный еженедельник «Черниговский полдень» в разделе криминальной хроники решился на публикацию фото с изображением отрезанной головы трупа. Публикация получилось, как бы помягче сказать, не весьма приятной. Но, не смотря на всю прогнозируемость и очевидность появления шока от увиденного (среди таких наивных людей был и ваш покорный слуга), «пипл не раздумывая схавал» публикацию. Тираж газеты был почти полностью раскуплен. Судя по всему, отрезанная голова не только не испугала неискушенного медийным разнообразием читателя, но и была им воспринята совершенно нормально. То ли веял дух лихих девяностых, то ли читатель просто не представлял, как ему реагировать, но факт остается фактом: волны общественного возмущения данная публикация не вызвала.

Однако не следует думать, что решение напечатать фотографию у редакционного совета газеты принималось не без дискуссий. Споры были, да еще и какие споры! Но победила позиция «не молчать». На тот момент для журналистов она казалось единственно правильной. Своим немыслимым поступком «Черниговский полдень» пытался продемонстрировать горожанам, что у него нет запретных тем и что вопрос «печатать или нет» для него не стоит, когда речь заходит об общественно важной информации.

Мне кажется, что именно с этого «новаторства» в Чернигове и начался отсчет времени для «некрофильной» журналистики. И хотя «Полдень» очень скоро и отказался от такого рода «свободы слова» (победило здоровое желание редакции ориентироваться не на сомнительного качества сенсации, а на мыслящего читателя, для которого вопросы этики и морали находятся не на последнем месте), последователи нашлись.

Я не стану называть имена журналистов, занимающихся сегодня подобным промыслом. Они не нуждаются в моей рекламе. Многих из них читатель без чьей-либо подсказки узнает по особому цинизму, излишнему натурализму и запаху, исходящему от принадлежащих их перу кровавым репортажам и похоронным хроникам. Они уже не мыслят для себя иного творчества. Для них «Интриги, скандалы, расследования - показать все что скрыто» -  это не просто зарабатывание на хлеб насущный, это образ всей их жизни, кредо, во имя которого они готовы на любой компромисс с совестью.

Но для меня страшно не столько то, что такие журналисты есть, да и не то, о чем они пишут и говорят. Мне страшно, что именно они сегодня диктуют обществу, что для него главное, а что - второстепенное, кому верить и на кого вообще не следует обращать внимание. Они создают реальность, в которую мы уже погрузились по уши, в которой мы, в конце конов, рискуем и вовсе утонуть.

Если человеку все время говорить, что он "свинья", то, в конце концов он и сам в это поверит. Для свиньи же не обязательно знать, кто ее вскармливает. Главное чтобы вовремя жрать давали. А с душком та пища, или нет – не важно, лишь бы ее было много...

Коментарі

Mariia Ozhhibesova каже…
вивчаючи пресу Волинської губернії, можу сказати, що медіа позаминулого століття відрізняється дуже серйозним ставленням до будь-якої інформації. не обов'язково це фото було для демонстрування самостійності преси, можливо просто для точності та інформаційності репортажу.
Oleksandr Solomakha каже…
для "точності та інформаційності репортажу" про відрізану голову, ноги, руки і т.д. не обов`язково при цьому оприлюднювати будь-які жахливі фотографії.
У той час я мав причетність до "Чернігівського полдня" і тому пам`ятаю внутрішньоредакційні суперечки навколо цього матеріалу. Це був факт самоствердження і більш нічого. Для частини редакції - своєрідний доказ "дорослості". Ми друкуємо в газеті те, що хочемо. Бо ми незалежні, ми вільні. Лтше ми і більше ніхто це може зробити...
Mariia Ozhhibesova каже…
вони обрали незалежність та свободу, але читачі з слабкими нервами навряд сприйняли це з розумінням. постає питання для журналіста: думати про себе та своє ствердження чи про смаки свого читача. або "хто кого формує": журналіст читача чи навпаки...?
Oleksandr Solomakha каже…
про смаки читача у ті часи (це була середина 90-х) говорити не доводилося. Читач готовий був "їсти" все, що йому готували журналісти. Крім того, ще за радянською інерцією, рівень довіри до ЗМІ був надзвичайно високий. То ж швидше журналісти формували свого читача, а не навпаки..