Про журналистику с душком
Хотим ли мы этого, или нет, но средства массовой информации в нашей жизни занимают не последнее место. Они формируют вкусы, навязывают нам свои ценности, они, в конце концов, постепенно подменяют саму жизнь, превращая ее в зеркальное отражения увиденного нами по «ящику». И вот уже неожиданно для самих себя мы начинаем мыслить и поступать так же, как персонажи криминальных сводок или полюбившиеся «герои» нескончаемых сериалов о братве…
Около семнадцати лет назад легендарный еженедельник «Черниговский полдень» в разделе криминальной хроники решился на публикацию фото с изображением отрезанной головы трупа. Публикация получилось, как бы помягче сказать, не весьма приятной. Но, не смотря на всю прогнозируемость и очевидность появления шока от увиденного (среди таких наивных людей был и ваш покорный слуга), «пипл не раздумывая схавал» публикацию. Тираж газеты был почти полностью раскуплен. Судя по всему, отрезанная голова не только не испугала неискушенного медийным разнообразием читателя, но и была им воспринята совершенно нормально. То ли веял дух лихих девяностых, то ли читатель просто не представлял, как ему реагировать, но факт остается фактом: волны общественного возмущения данная публикация не вызвала.
Однако не следует думать, что решение напечатать фотографию у редакционного совета газеты принималось не без дискуссий. Споры были, да еще и какие споры! Но победила позиция «не молчать». На тот момент для журналистов она казалось единственно правильной. Своим немыслимым поступком «Черниговский полдень» пытался продемонстрировать горожанам, что у него нет запретных тем и что вопрос «печатать или нет» для него не стоит, когда речь заходит об общественно важной информации.
Мне кажется, что именно с этого «новаторства» в Чернигове и начался отсчет времени для «некрофильной» журналистики. И хотя «Полдень» очень скоро и отказался от такого рода «свободы слова» (победило здоровое желание редакции ориентироваться не на сомнительного качества сенсации, а на мыслящего читателя, для которого вопросы этики и морали находятся не на последнем месте), последователи нашлись.
Я не стану называть имена журналистов, занимающихся сегодня подобным промыслом. Они не нуждаются в моей рекламе. Многих из них читатель без чьей-либо подсказки узнает по особому цинизму, излишнему натурализму и запаху, исходящему от принадлежащих их перу кровавым репортажам и похоронным хроникам. Они уже не мыслят для себя иного творчества. Для них «Интриги, скандалы, расследования - показать все что скрыто» - это не просто зарабатывание на хлеб насущный, это образ всей их жизни, кредо, во имя которого они готовы на любой компромисс с совестью.
Но для меня страшно не столько то, что такие журналисты есть, да и не то, о чем они пишут и говорят. Мне страшно, что именно они сегодня диктуют обществу, что для него главное, а что - второстепенное, кому верить и на кого вообще не следует обращать внимание. Они создают реальность, в которую мы уже погрузились по уши, в которой мы, в конце конов, рискуем и вовсе утонуть.
Если человеку все время говорить, что он "свинья", то, в конце концов он и сам в это поверит. Для свиньи же не обязательно знать, кто ее вскармливает. Главное чтобы вовремя жрать давали. А с душком та пища, или нет – не важно, лишь бы ее было много...
Около семнадцати лет назад легендарный еженедельник «Черниговский полдень» в разделе криминальной хроники решился на публикацию фото с изображением отрезанной головы трупа. Публикация получилось, как бы помягче сказать, не весьма приятной. Но, не смотря на всю прогнозируемость и очевидность появления шока от увиденного (среди таких наивных людей был и ваш покорный слуга), «пипл не раздумывая схавал» публикацию. Тираж газеты был почти полностью раскуплен. Судя по всему, отрезанная голова не только не испугала неискушенного медийным разнообразием читателя, но и была им воспринята совершенно нормально. То ли веял дух лихих девяностых, то ли читатель просто не представлял, как ему реагировать, но факт остается фактом: волны общественного возмущения данная публикация не вызвала.
Однако не следует думать, что решение напечатать фотографию у редакционного совета газеты принималось не без дискуссий. Споры были, да еще и какие споры! Но победила позиция «не молчать». На тот момент для журналистов она казалось единственно правильной. Своим немыслимым поступком «Черниговский полдень» пытался продемонстрировать горожанам, что у него нет запретных тем и что вопрос «печатать или нет» для него не стоит, когда речь заходит об общественно важной информации.
Мне кажется, что именно с этого «новаторства» в Чернигове и начался отсчет времени для «некрофильной» журналистики. И хотя «Полдень» очень скоро и отказался от такого рода «свободы слова» (победило здоровое желание редакции ориентироваться не на сомнительного качества сенсации, а на мыслящего читателя, для которого вопросы этики и морали находятся не на последнем месте), последователи нашлись.
Я не стану называть имена журналистов, занимающихся сегодня подобным промыслом. Они не нуждаются в моей рекламе. Многих из них читатель без чьей-либо подсказки узнает по особому цинизму, излишнему натурализму и запаху, исходящему от принадлежащих их перу кровавым репортажам и похоронным хроникам. Они уже не мыслят для себя иного творчества. Для них «Интриги, скандалы, расследования - показать все что скрыто» - это не просто зарабатывание на хлеб насущный, это образ всей их жизни, кредо, во имя которого они готовы на любой компромисс с совестью.
Но для меня страшно не столько то, что такие журналисты есть, да и не то, о чем они пишут и говорят. Мне страшно, что именно они сегодня диктуют обществу, что для него главное, а что - второстепенное, кому верить и на кого вообще не следует обращать внимание. Они создают реальность, в которую мы уже погрузились по уши, в которой мы, в конце конов, рискуем и вовсе утонуть.
Если человеку все время говорить, что он "свинья", то, в конце концов он и сам в это поверит. Для свиньи же не обязательно знать, кто ее вскармливает. Главное чтобы вовремя жрать давали. А с душком та пища, или нет – не важно, лишь бы ее было много...
Коментарі
У той час я мав причетність до "Чернігівського полдня" і тому пам`ятаю внутрішньоредакційні суперечки навколо цього матеріалу. Це був факт самоствердження і більш нічого. Для частини редакції - своєрідний доказ "дорослості". Ми друкуємо в газеті те, що хочемо. Бо ми незалежні, ми вільні. Лтше ми і більше ніхто це може зробити...