2008-08-18

"К сожалению, то, что сейчас происходит в наших государствах невозможно считать политикой"

Дорогие читатели, многие мои неукраинские собеседники на «Одноклассник.ru» (группа “Тбилисский общественный информационный центр”) просили меня повторить интервью с Гурамом Петриашвили на русаком языке. Что я с большим удовольствием и делаю. Прошу прощение за некоторые ошибки и неточности связанные с переводом.
 
Cобытия последних дней в Грузии не могли остаться в стороне внимания всех, кому не равнодушна судьба братского грузинского народа. Большинство из нас с особым волнением ожидает новостей с грузинских фронтов. Ведь от того, смогут ли грузины отстоять свою независимость, в большой мере зависит и наше с вами будущее.
Вашему вниманию хотелось бы предложить интервью с известным грузинским писателем, кинорежиссером и политиком господином Гурамом Петриашвили. Это интервью было записано еще в далекому 1998 году, когда мне выпала честь совместно с ним работать в Телерадиоагенстве "Новый Чернигов". До 2002 года материал так и не был опубликован. Причинами этого были разные, но неубедительные. То одно уважаемое общеукраинское издание, предварительно заказав материал, отказалось от него, ссылаясь на нежелание вызвать "трения" в межгосударственных отношениях Украины и Грузии. То другое издание прятало интервью "под сукно до лучших времен" и на несколько лет забыло о нем. То материал просто без всяких объяснений отправлялся другим редактором в корзину...
Затем, четыре года интервью с Гурамом Петриашвили припадало пылью в моем шкафу пока один из моих коллег не посоветовал "запустить" его в Интернет - единственное пока еще средство массовой коммуникации, которое не нуждается в любых согласованиях и "лучших временах". Как раз и информационный повод к появлению интервью с батоно Гурамом появился. В 2002 году он отметил свое первое шестидесятилетие. Так наш разговор с Петриашвили попал на страницы Интернет-издания "Политическая Украина". Но, уже спустя некоторое время не стало самой "Политической Украины". Издание из-за финансовых проблем прекратило свое существование...
В общем, со времени работы над материалом прошло 10 лет. Время достаточное чтобы, как говорят журналисты, интервью совсем "скисло". Тем не менее, так мне не кажится. Читая и перечитывая слова Гурама Петриашвили ловлю себя на мысли, что некоторые его соображение настолько же сегодня актуальны, что просто не верится что они были озвучены десять лет назад.

"К СОЖАЛЕНИЮ, ТО, ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ В НАШИХ ГОСУДАРСТВАХ НЕВОЗМОЖНО НАЗВАТЬ ПОЛИТИКОЙ"
Гурам Петриашвили об искусстве политики и искусстве в политике

КОРОТКО О МОЕМ СОБЕСЕДНИКЕ 

Родился Гурам (Симон) Петриашвили в 1942 году в Грузии - в семье сельского учителя. В 1964-му году закончил математический факультет Тбилисского университета. Начал печататься в 1967 году. Автор многих книг поэзий, сказок, литературно-критических и публицистических статей. Сказки Гурама Петриашвили переведены на многие языки мира. В 1979 году закончил кинорежиссерский факультет Тбилисского театрального института. Режиссер нескольких художественных и мультипликационных лент. Как актер снялся в тридцати художественных фильмах. Активный участник национально-освободительного движения в Грузии. В 1990 году, когда на выборах в этой стране политический блок Звиада Гамсахурдия победил, стал депутатом. После переворота в Грузии живет и работает в Украине - сначала в Чернигове, а теперь в Киеве. Подготовил свыше 100 телепередач об украинской культуре, художественных и кукольных видеофильмов. Печатается в украинских СМИ.

Батоно Гурам, у себя на родине Вы имели замечательную карьеру. Снимались в кино, сами снимали фильмы, благодаря своим сказкам стали известным и далеко за пределами бывшего Союза. Именно как человека искусства Вас, прежде всего, знают и у нас в Украине. Однако Вы также являетесь довольно известным в Грузии политиком. Разве не политика сделала Вас эмигрантом?

Давайте, как говорят философы, сначала договоримся о терминах. Что такое политика? Кто такой политик? В широком понимании вся общественная жизнь является политикой, а политиком является каждый человек, если даже он думает, что не вмешивается в политику и, например, не принимает участия в выборах. А в узком смысле политик это тот человек, который занимается политикой в независимом государстве. У такого государства есть свои надежные непрозрачные границы и ни одна из других государств не может диктовать ему свои условия. В таком смысле я никогда не был политиком, потому что не занимался политикой в независимом государстве.
Осенью 1988 года я активно включился в национально-освободительное движение в Грузии. Это началось с довольно банальной истории. По дороге с работы домой я зашел в гастроном. В сотне метрах от гастронома увидел небольшую группу людей, среди которых находились Звиад Гамсахурдия и Мераб Костава. Возле их развевался флаг независимой Грузии 1918-21 годов. И именно в этот момент я всем своим естеством понял, что должен пойти вместе с этими людьми... Через весь Тбилиси мы пошли к ипподрому, чтобы провести там первый несанкционированный митинг...
Потом национально-освободительное движение охватило всю Грузию. Были многотысячные митинги и демонстрации, голодовки и забастовки. В отличие от национальных движений других республик СССР, наше движение не скрывалось под "перестроичными" лозунгами. Требование было лишь одно: независимость.
Далее было 9 апреля. Пролитая за свободу кровь объединила всю нацию. Советская империя пошла на уступки и разрешила провести многопартийные, всеобщие выборы. На выборах 28 октября 1990 года победил блок "Круглый стол - Свободная Грузия", набравший 66% голосов избирателей. Коммунисты потерпели ошеломляющее поражение. И фактически в тот день в Грузии было устранено одиозную советскую власть.
Я победил в первом избирательном округе и стал депутатом. Но и тогда говорил, и сейчас говорю, что мы не были политиками. Наш Верховный Совет являлся передовым отрядом в борьбе за независимость родины, а Звиад Гамсахурдиа - предводителем этого отряда.
К сожалению, то, что сейчас происходит в наших государствах невозможно назвать политикой. Это бесконечная борьба одних за независимость, а других за собственный карман. Декларировать независимость и реально ею обладать - это две разные вещи.

Вы утверждаете, что ни одно из новых государств, которое возникло на руинах Союза, до сих пор не является суверенным?

Понятно, что ни Украина, ни Грузия, ни другие государства СНГ не являются независимыми государствами в истинном значении этого понятия. Независимыми стали лишь государства Балтии: Литва, Латвия и Эстония. В Украины или Грузии есть некоторые признаки независимости. Самый главный из них тот, что Москва уже не может погнать наших ребят на свои войны. Это очень существенно. Но с другой стороны, Москва беспардонно вмешивается в дела государств СНГ и заставляет их делать то, что ей захочется. В 1993 году десант военно-морской флотилии под командованием адмирала Балтина воевал против гвардии законного президента Грузии Звиада Гамсахурдиа и помог грузинским путчистам сохранить узурпированную ими власть. А где дислоцирован этот флот? В Украине. Можно ли считать Украину независимой, если на ее территории находится флот другого государства? И этот флот может, не спрашивая разрешения украинцев, воевать против легитимной власти Грузии. Можно ли считать независимой нынешнюю Грузию, если из ее военных аэродромов русские самолеты бомбили моих братьев по крови чеченцев? Вспомните как происходят так называемые саммиты глав государств СНГ. Все говорят по-русски. Если бы были независимыми, то говорили бы на родном языке, а переводчики их переводили. А что происходит на сессиях Верховной Рады Украины? Это же ужас! Чуть ли не половина депутатов общается на языке другого государства! Но самое ужасное то, что в Украине и Грузии теперь хозяйничает не только Россия. Так называемое "мировое сообщество" заставило Украину отдать атомное оружие, будто украинцы самый воинствующий народ в мире. МВФ настаивает на том, чтобы в Грузии вырубали виноград. Мол, грузинам лучше будет покупать вино в Италии или в Испании. Разве может быть грузин грузином без винограда и вина?! Примеров неполноценности независимости наших государств можно приводить вдоволь.
Одним словом, СНГ это ничто другое, как уменьшенная (на территорию Балтии) модель СССР, ЦК и Политбюро которого, как удачно пошутил мой коллега Александр Жгеити, перенесены в Вашингтон.

Кое-кто в Грузии считает Вас идеологом "звиадизма"... Считаете ли Вы себя лидером национально-освободительного движения Грузии?

Я всего лишь один из активных участников национально-освободительного движения Грузии. В этом движении было два лидера - Звиад Гамсахурдиа и Мераб Костава. Беда в том, что находясь возле этих гигантов, многим показалось, что они тоже могут быть лидерами. (Это наша общая беда: "Грузин не может быть вторым", "Два украинца - три гетмана). Чрезмерные амбиции порождают зависть. Если человек пожелает стать вторым Звиадом или Мерабом и, конечно ж, не сможет этого достичь, то душа его наполнится завистью и злобой. А отсюда один шаг к измене. Сам себя он будет обманывать, что борется с ними из-за расхождений взглядов, но на самом деле причиной этого будет зависть. К счастью меня хорошо воспитали родители и никогда не было у меня зависти к кому-либо. Всю сознательную жизнь я старался быть собой и быть лучшим себя вчерашнего. Этому я учил и своих дочерей. Бог всем дает определенный талант. Мы не можем прыгнуть выше чем определил Бог, но можем наиболее полнее и достойно использовать свои таланты.
Что касается Звиада и Мераба (грузины просто по имени зовут своих любимых героев), надеюсь когда-нибудь смогу написать о них книгу. Если коротко, это были два больших наших современники. Природа наградила их всеми добродетелями. На них лежит рука Господняя. Без Господнего проведения народ не пошел бы за ними. И еще одно: они служили примером настоящей мужской дружбы. Такой дружбы, как в "Витязя в тигровой коже" Руставели.
Какая у меня была роль? Я выступал на митингах, в печати, на телевидении и говорил о национальном самосознании, о том, что освободить себя от империи мы не сможем если сначала не освободим наше самосознание. Путчисты обозвала меня идеологом власти Звиада Гамсахурдиа. Никакой я не идеолог. И никакой особой идеологии у нас не было. Рожденный грузином должен оставаться таким и воспитывать детей грузинами - вот и вся идеология.

Что же произошло в Грузии?

Сейчас, когда дело уже сделано, все, в том числе русские политики, признают, что в Грузии состоялся государственный переворот. Это был путч, который готовился русскими спецслужбами и был осуществленный грузинскими предателями при непосредственной поддержке военных специалистов, солдат, оружия и боеприпасов русской армии.
В 1990 году, за несколько месяцев до прихода к власти Звиада Гамсахурдиа, вышла его книга "Духовная миссия Грузии". Имперская пропаганда умышленно подменила понятие: "миссия - мессия", и врала, что Гамсахурдиа объявил свой народ мессией. В этой книге Звиад пишет, что Грузии принадлежит разоблачить мировое зло, мировую ложь. Интересно, что это случилось так быстро. Что я имею ввиду. Почти одновременно с Грузией переворот был осуществлен на Гаити. И что же? Мировое политическое сообщество во главе с Америкой пришло в ярость из-за тамошнего переворота и, в конце концов, силой возвратило к власти законного президента Аристида. А мятеж в Грузии не взволновал ни Америку ни ООН. Это в политике называется двойными стандартами. Вот вам и изобличение.

Политологи нередко любят делать всяческие сравнения относительно тенденций развития государств постсоветского пространства. Вы политик грузин, который живое в Украине. Есть ли что-то общее между нашими государствами?

У нас действительно много общего. Но мне бы хотелось чтобы в Украине не повторилось то, что случилось в Грузии. Нет ничего более страшного, чем то, когда брат стреляет в брата. Грузинские путчисты, руками которых русская империя отстранила от власти законного президента и решила гражданскую войну, будут прокляты навеки. Меня здесь в Украине часто спрашивают, как это случилось, что грузины начали стрелять у грузин. На это я отвечаю, что в Украине не было войны лишь по одной причине: так называемые "новые украинцы" смогли "прихватизировать" все богатство Украины так, что для этого уже не нужно было оружие. Если бы им на преграде стояла власть подобная власти Звиада Гамсахурдиа, то они бы тоже пролили кровь народа. Возможно ли чтобы и в Украине началась стрельба? Вообще история учит, что ни одного варианта нельзя исключить. Однако, я надеюсь, что такого не будет. Стрельба всегда начинается потому, что к этому подталкивают внешние силы. Но Украина большая страна и пожар отсюда может перекинуться очень далеко. Вот почему я думаю, что большинство из внешних сил и в дальнейшем будут относиться к вашему государству как к средству определенного политического равновесия.

В чем, по Вашему мнению, заключается основная задача творческого человека в политике?

Высочайшая цель политики любого государства это благосостояние, могущество и духовный расцвет той наций, которая является аборигеном и хозяином этого государства. Причем духовный расцвет нужно рассматривать не как результат политических и экономических достижений. Наоборот, духовность, твердое национальное самосознание является основой для экономических и политических побед. Очень точно сказала великая актриса Марлен Дитрих: "Чтобы правильно функционировать, нация имеет потребность в идеалах, а не только в экономическом соревновании".
Давайте призадумаемся, почему народ возводит памятники, наряду с героями и государственными деятелями, именно людям искусства? Потому что первые защищают родину, ее землю, а другие - душу, дух нации.
Поэт или художник, режиссер или певец, если он служит родной культуре, уже этим причастен к Высшей Политике. Обогащая образцы духовной культуры своей наций он вносит частичку у осуществление высшей цели: духовного расцвета своей наций и, в конечном итоге, в ее бессмертие.
Но поэт, вообще человек искуства, имеет дело не только со своими произведениями, он еще является обычным составляющим общества и живет среди социальных и политических катаклизмов. И вечно возвышается над ними как предупреждение мудрый призыв: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". К сожалению, человек слабое существо и не каждый поэт может стать гражданином.

Итак, Вы не являетесь сторонником теории, что настоящее искусство лишь то искусство, которое находится вне политики.

Вы меня правильно поняли. Нередко бывало, что поэты своими произведениями пробуждали в наций "души прекрасные порывы", а сами были плохими гражданами, мещанами, скупердяями, трусами, и т.п.. Особенно часто такой разлад между творчеством поэта и его личностью наблюдается в советской империи и в постсоветском пространстве. Много было и грузинских поэтов и украинских, которые своими стихами утверждали красоту и неповторимость своей наций, а как представители общества служили врагу своей родины – Российско-Советской империи. Таких и сейчас немало. Об украинцах вы и самые знаете. Я скажу о своей боли. Живут в Грузии два больших поэта: Анна Каландадзе и Мурман Лебанидзе. Нет грузина, который бы не знал их стихов. Вместе со стихами классиков их произведения тоже делали нас лучшими и призывали любить родину. И вот когда в Грузии готовился путч, эти два поэта заняли позицию "моя хата скраю", а теперь поддерживают антинародный режим Шеварнадзе. Однако есть и противоположные примеры. Покойный Акакий Гацерелиа, ученый, критик, писатель, автор романа о борьбе Шамиля за свободу. Батоне Акаки проклял путчистов и стал на сторону народа. Остались верными народу: лучший поэт современной Грузии Мухран Мачавариани; блестящий прозаик и публицист Надар Цуелискири; замечательный скульптор Гиорги Очиаури; лучший исполнитель героических ролей в грузинскому кино Отар Коберидзе и его жена, воплощение грузинской женской красоты на грузинском киноэкране, Лиа Елиава; лучшая исполнительница грузинских танцев Латавра Фочиани и много других настоящих интеллигентов. Я не отождествляю себя с людьми большого искуства, однако я тоже поэт и тем, что остался верным идеи независимости своей родины могу претендовать на собственное место, где стихи и поступки поэта созвучны друг другу.

Не могли бы Вы назвать себя счастливым человеком?
Человек рождается для счастья. Дело в том, кто и в чем находит счастье. Для меня оно в душевном покое, который приходит от ощущения гармонии. Не может быть ничего прекраснейшего, чем судьба Шандора Петефи: поэта, который писал стихи об отчизне, и умер за нее с саблей в руках...
Фото: "Газета по-украински"
P.S. Справка о Гураме Петреашвеле из "Енциклопедии советского кино"
Режиссерские работы:
• Приключения Элли и Рару, 1987 г., (художественный фильм)
Актерские работы:
• Большой поход за невестой, 1985 г., (художественный фильм)
• Нейлоновая елка, 1986 г., (художественный фильм)
• Последняя молитва Назарэ, 1988 г., (художественный фильм)
Работы как сценариста:
• Приключения Элли и Рару, 1987 г., (художественный фильм)

1 коментар:

Анонім сказав...

Молодец
Господин Гурам
Один из сподвижников Звиада (царство ему небесное)
вся их команда состояла из честных любящих Грузию людей.
А государством должны править поллитики (волки).
С помощю КГБ свергли это правительство.
Дай БОГ что бы скоро Грузия была целая и мощная страна.

Follow by Email

Чернігів стародавній Веб-камери. Чернігів